Пост о тебе, знающем, какой была жизнь до интернета

Пост о тебе, знающем, какой была жизнь до интернета
Проницательные мысли Майкла Харрисона, автора книги «Со всеми и ни с кем», погружают в глубокие и ностальгические размышления. Вы только задумайтесь, ведь мы с вами последние переводчики с языка «до» интернета на язык «после». И единственные, кто заметил, как тишина и уединение ушли из нашей жизни. А может быть, стоит вернуть их?

«Дружище, ты жив, или как?»

Большую часть жизни мы тратим на перемалывание электронного вздора, уставившись в светящийся экран. Вот реальная история из жизни автора:

«После редакционной летучки я возвращаюсь в свою конуру и открываю окна на двух мониторах, постоянно светящихся на моем столе. Я начинаю писать маленькую заметку о Cirque du Soleil, но ее размер тотчас уменьшают на 75 слов, прислав через iChat видео с Андерсоном Купером. Пока я смотрю ролик, открывается другое окно iChat. Это главный редактор требует, чтобы я открыл почтовый ящик и нашел какое-то старое письмо. Тем временем на другой аккаунт пришло письмо от мамы. Она просит принести с собой ее любимый салат на ужин. И так далее. В течение 10 минут я поучаствовал в дюжине цифровых взаимодействий, но ни одно из них не было исчерпывающим. Появляется стажер-шутник с каким-то вопросом. Я отвечаю довольно сухо, потому что этот парень представляется мне очередным окном на мониторе, которое хочется поскорее закрыть. Я заставил себя отвлечься и посчитал количество окон, открытых на мониторах. Их оказалось 14. Пока я считал, запиликал телефон и выдал сообщение: „Дружище, ты жив, или как?“».

Вынужденная утрата

Каждая революция в коммуникационных технологиях — от папируса и печатного станка до Twitter — не только возможность прийти к чему-то, но и вынужденная утрата чего-то. Нейрофизиологи, психологи, гуру технологий, профессора литературы и другие эксперты, шедшие по жизни своими путями, пересеклись, наконец, в одной точке под названием «конец уединению». Каждый носит в кармане устройство, способное донести до своего владельца все знание этого мира. Но мысль об уединении теперь звучит ностальгически. Нам уже и не вспомнить, что так нравилось в уединении, мы даже не просим вернуть его.

Глобальный переезд… в интернет

К 2012 году человечество посылало запросы в Google более чем по триллиону раз в год (на 146 языках!). Каждый день люди отправляют друг другу 144 миллиарда электронных писем. В 2013 году мы ежедневно ставили лайки 4 с половиной миллиардам сообщений в Facebook. Каждую минуту мы загружали 100 часов видео на YouTube. А каждую секунду — 637 фотографий в Instagram. По некоторым подсчетам, в сети сейчас находится до 40% населения земного шара. Если мы хотим избежать одиночества, но не желаем тратить силы на непосредственное общение, то идеальный компромисс — это цифровой вариант. Но не стоит забывать, что наши трогательные отношения с телефоном — это лишь карикатура на истинную привязанность.

Наедине с собой

Есть теория, согласно которой каждый час, проведенный в обществе других людей, человек должен «перекрывать» определенным количеством часов, проведенных наедине с собой. Причем соотношение должно быть существенно больше единицы. Некоторые люди целенаправленно работают над сохранением возможности одиночества. В Японии существует клуб бездельников, пропагандирующий неспешный образ жизни. Заседания клуба проходят в кафе «Медлительность» при свечах. Программисты разрабатывают программы Freedom, Anti-Social и Pomodoro, призванные защитить пользователей от водоворота компьютерных отвлечений. Есть такие авторы, как Сьюзен Кейн, написавшая книгу «Интроверты», в которой размышляет о «силе интровертов в мире, который никак не может помолчать».

Внешний мозг

Молодые люди в наше время рассматривают интернет как «внешний мозг». Выражаясь словами Сократа, мы говорим в данном случае о мнимом всезнании, о припоминании, а не о памяти. Некоторые ученые утверждают, что уже замечают у молодых людей ослабление способности концентрировать внимание, сохранять терпение и глубоко мыслить. Специалисты выражают озабоченность, что эта тенденция ведет в будущее, в котором большинство людей станут поверхностными потребителями информации.

Счастье в книгах

Автор описывает свой опыт чтения «Войны и мира». Вначале было не очень легко, но прочитайте, к какому выводу он приходит:

«Сегодня утром я взял с полки „Войну и мир“. Закладка по-прежнему лежит на 50-й странице. Роман лежит рядом с компьютером и смотрит на меня укоризненно. Я открываю и закрываю книгу. Меня обволакивает какая-то черная пелена. Почему мне так трудно? Я пытался вникнуть в книгу, по несколько раз перечитывал предложения и абзацы. Через каждые пару страниц я отвлекался и заглядывал в почту. Я продираюсь сквозь ее страницы. В какой-то момент я с головой окунулся в роман. На целых две страницы я буквально утонул в нем. Все произошло без всякого насилия. Собственно, я сам не заметил как. Моменты тотального отлучения от компьютера начали повторяться все чаще, как и время полного погружения в повествование. Некоторые сцены просто ошеломляли меня. Все длиннее становились моменты, когда внешний мир исчезал, и оставались только книга и я. Читая роман, я был по-настоящему живым и счастливым».

Пространство нашей жизни, заполненное ныне технологиями, никогда не было бесплодной пустыней. В нем мы хранили волшебство наших душ, наши надежды и устремления. Спросите себя, как использовать ту тишину, которая обычно заполнена интернетом. Что случится, если вы объясните своему пятилетнему ребенку, что у интернета «каникулы»? Что будет, если то же самое вы скажете себе?

Источник

Добавить комментарий

